В современной педагогике обосновывается необходимость эмоционального образования, личностно ориентированный подход к обучаемому во всех сферах педагогического воздействия. Особую тревогу вызывает нравственный облик молодого поколения. И противостоять бездуховности возможно не голым декларированием истин, пусть даже высоких, а воздействием на самые сокровенные струны юной души. Современные средства технического прогресса позволяют школьникам получить громадный объём информации, но вся она направлена, в основном, на расширение представлений об окружающем мире. И только искусство способно воздействовать на эмоциональную сферу личности. В современных условиях музей остаётся, как и прежде, мощным средством воздействия на человека, источником самосовершенствования. Громадную роль в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица: общеизвестно, что история любой страны - это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И именно музей позволяет воспитывать поколение на примере исторических лиц.
Учащиеся МАОУ «Байкаловская СОШ» посетили музей для изучения одной из страниц истории своего народа. «Меч и лира»- так назывался интегрированный урок литературы и истории, посвящённый восстанию декабристов. Школьники познакомились с экспозициями и литературными материалами, отражающими данную эпоху. Материалы музея позволили организовать работу в урочной деятельности учителей-предметников и поработать с каждым ребёнком в системе. У детей сложилась целостная картина данного периода. Они с увлечением слушали новый материал, задавали вопросы, анализировали сложившуюся ситуацию в стране по научным фактам и литературным произведениям.
Главная задача данного урока - включение каждого школьника в единую цепочку «Я-народ», вызвана необходимостью развивать историческую память. Под исторической памятью подразумевается информация, которая накапливается и предаётся из поколения в поколение посредством достижений культуры, приобретением нравственных ценностей. И мы все участники этого процесса. Музей демонстрирует это с убедительной силой. Эффективность музейного урока очевидна, т.к. урок был организован как совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение нравственных законов бытия.