Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога
«Единственная красота, которую
я знаю - это здоровье»
Генрих Гейне
23.03.2017г. в филиале МАОУ «Байкаловская СОШ» - «Булашовская ООШ» прошел семинар директоров на тему: «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога». Школьный коллектив радушно приветствовал гостей, встречая их по русскому обычаю хлебом-солью, представив педагогический коллектив и школьную жизнь в визитке «Школа – наш дом». Программа семинара была насыщенной.
Присутствующие посетили открытые уроки. Наряду с педагогами – стажистами уроки проводили молодые специалисты, работающие в школе первый год. Каждый из директоров смог посетить два урока из шести представленных:
Куприна Екатерина Артуровна, молодой специалист
алгебра 8 класс
урок изучения нового материала
тема: «Числовые промежутки»
Петрачук Алена Викторовна, молодой специалист
немецкий язык 5 класс
урок систематизации и обобщения знаний
тема: «Времена года»
Арканова Галина Ивановна
соответствие занимаемой должности
внеурочная деятельность «Здоровячок» 3 - 4 классы
занятие по теме: «Мы за здоровый образ жизни»
Волохова Ирина Валерьевна
учитель высшей квалификационной категории
биология 6 класс
урок открытия новых знаний
тема: «Классификация покрытосеменных растений»
Сафаргалеева Эльмира Рашитовна
учитель первой квалификационной категории
внеурочная деятельность «Все вместе» 1, 3 классы
праздник «День птиц»
Неугодникова Евгения Геннадьевна
учитель первой квалификационной категории
литература 7 класс
урок изучения нового материала
тема: «Л. Андреев «Кусака». Чувства сострадания к братьям нашим меньшим»
За круглым столом все уроки и внеклассные занятия были проанализированы, сказаны добрые слова в адрес педагогов, даны советы, рекомендации.
Семинар проводили Светлана Юрьевна Иутина - заведующий ИМЦ отдела образования и Людмила Викторовна Полуянова - методист ИМЦ.
Профессия учителя отличается от всех других, она имеет повышенные профессиональные риски, что в свою очередь, требует и особой заботы учителя о себе.
Светлана Юрьевна начала разговор с вопросов:
- Какие профессиональные заболевания, на ваш взгляд, свойственны учителям?
- Какие Вы используете способы выхода из стресса, способы снятия нервно-психического напряжения?
Вопросы актуальны, поэтому послужили хорошим мотивационным началом семинара.
Были отмечены особенности труда учителя, из множества профессиональных рисков в педагогической профессии выделены следующие: повышенное долженствование, ответственность, дефицит времени, информационные перегрузки, эмоциональные перегрузки, индивидуальность (индивидуальные особенности).
Далее был проведен мини – тест на выявление профессионального выгорания педагога и Людмила Викторовна продолжила разговор о причинах и основных факторах, влияющих на эмоциональное выгорание, познакомила со стадиями эмоционального выгорания.
Присутствующим был представлен разнообразный информационный материал, помогающий в укреплении, коррекции и восстановлении здоровья.
В работе семинара приняла участие Марина Викторовна Бобова - педагог-психолог МАОУ «Бизинская СОШ». Она провела тест позволяющий, определить наличие «мышечных зажимов» у педагогов. Далее педагог - психолог познакомила присутствующих с приемами и методами нейтрализации и снятия нервно-психического напряжения и восстановления эмоционально-энергетических ресурсов личности. С участниками были проведены разнообразные упражнения, способствующие расслаблению и устранению мышечных зажимов, такие как «Внутренний луч», «Пресс», «Мысленная картина» (визуализация), «Ресурсные образы», «Разгладим море», «Голова».
В заключение семинара педагоги, работая в группах, составляли, а затем презентовали дорожные карты, представляющие план работы педагогического коллектива, направленный на реализацию здорового образа жизни педагогов и предотвращение профессиональных заболеваний.
Вопрос семинара актуальный, каждый из присутствующих был активен на протяжении всей работы, никто не остался равнодушным, взял для себя что-то интересное и важное, высказал свою точку зрения и единодушно участники семинара пришли к выводу: на проявление тех или иных эмоций влияет не столько характер информации, сколько привычка реагировать на нее. Привычки можно переделать, следовательно, эмоциями можно и нужно управлять. Значит, ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.
Спасибо всем за сотрудничество!
А счастье ведь - в простых вещах
Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы