Наш детский сад принял участие в муниципальном конкурсе «Да», который проводился с целью выявления лучшего педагогического опыта в создании образовательной среды в ДОУ, позволяющей обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение дня.
Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности. Существуют следующие формы двигательной активности:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;
- прогулка с включением подвижных игр; (ежедневно)
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная гимнастика;
- физкультминутки;
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным дорожкам
- спортивные досуги, развлечения.
1-й этап педагогического процесса – «Утро» Утром планируем двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи изо-деятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности.
2-й этап педагогического процесса - «Прогулка» На прогулке планируется одна подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Планируются не только подвижные, но и спортивные игры (весной, летом, осенью - бадминтон, городки и т.д.) и спортивные упражнения (зимой -катание на санках, ходьба на лыжах и т.д. ). Учитываются , какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий планируется активный отдых детей (праздники, досуги, развлечения) , планируется самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед уходом детей, планируем спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.