Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Экспериментирование расширяет представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развивает у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
- развивает представления о свойства: воды, песка, глины, воздуха, камней.
В занимательных опытах и экспериментах дети выявляют свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не имеет запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например: «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Детям нравится проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получаются ли тоннели из сухого песка?
Закрепляли представления детей об органах чувств, и их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.